wordpress themes

Психология отношений в коллективе. Кто мешает нам работать?

Янв 24, 2013

psihologia-otnosheniiСоздать комфортные межличностные отношения в группе – это, пожалуй, то, в чем сходятся желания руководства и персонала любой компании. Конечно, у каждого свои причины того желать.

     1. Рядовые сотрудники стремятся работать в психологически здоровой атмосфере, дабы тратить свою энергию не на конфликты и вечные противостояния, а на добросовестное выполнение своих обязательств, и, как результат – получение достойного вознаграждения.

     2. Руководство же понимает (уже понимает), что хорошие межличностные отношения в коллективе ведут к повышению производительности труда и снижению текучки.

Но, ни отдел кадров, ни целый штат психологов, не могут обеспечить психологический комфорт каждому сотруднику. Кадровики играют живыми шахматными фигурами, стараясь обеспечить пешками оборону короля. Сами же пешки в это время перегрызают друг друга, начиная с тех самых психологов.

Психология межличностных отношений в малых группах как она есть

psihologia-otnoshenii2Раздражение, зависть, ненависть, банальная неприязнь – чего только не увидишь за завесой красочного логотипа.

Командная работа – говорите? Да какой там?! Если один поперёк батьки лезет, другой тормозит постоянно, всё под сомнения ставит, да ошибки выискивает, третья только и делает, что журнальчики свои читает и сплетни по коллективу разносит, а четвёртый и вовсе не от мира сего, не докричаться, ни достучаться до него.

Все раздражают, кто медлительностью своей, кто мельтешением, кто голосом командным. А кто и глупостью несусветной — почти в любом коллективе есть девочка хлопоглазка (все знают, за что её начальство ценит). Только и делает она, что пугается невесть чего — вскрикивает, визжит, постоянно на публику играет, с ритма рабочего сбивает. И в голове у неё, кроме мужчин и шмоток нет ничего.

Начальство оценивает несправедливо, видит только тех, кто локотками расталкивает остальных – дорогу себе пробивая, а на добросовестных сотрудников и взгляд не опускает. И какими могут быть межличностные отношения в таком коллективе? Вот и начинаем мы искать другие коллективы, а они ничем не отличаются от предыдущих.

В какой-то момент и наступает желание уйти из офиса во фриланс. И первое время всё, кажется, идёт хорошо, пока мы не понимаем, что и тут нам приходится общаться с другими людьми – заказчиками, партнёрами, коллегами. И всё повторяется, пусть с некоторыми коррективами, но сценарий тот же: нас начинают раздражать, мы срываемся, нервничаем, производительность падает. А всё потому, что не вникаем мы в особенности межличностных отношений и не умеем строить их правильно.

Диагностика межличностных отношений – когда наступит кризис?

psihologia-otnoshenii1У каждого из нас есть свои свойства, желания, и системы ценностей. Они внутренние – неосознанные, и именно они движут нами. Они дают нам ощущение правильности наших поступков, оттого мы и считаем, что окружающие люди должны думать и поступать так, как это делаем мы. Потому что так правильно.

Вот человек с кожным вектором. Он движим желанием к имущественному и социальному превосходству, к экономии времени, а потому всё старается делать быстро, и его дико раздражает медлительность человека с анальным вектором. Тот же, со своей стороны, подходит ко всему обстоятельно, работает на качество, в нём есть внутреннее стремление к честности и справедливости. И если он видит, что кто-то поступает нечестно и несправедливо, его уже этот человек раздражать начинает. А если несправедливость отражается на самом носителе анального вектора, то это выливается в обиду.

А вот девушка, с развитым зрительным вектором, у неё другие ценности, часто высокий интеллект, она одевается со вкусом, ведёт себя интеллигентно. У неё возникает недоумение при виде другой зрительницы — не особо развитой, той, которая  пошловато привлекает к себе внимание, постоянно визжит и вскрикивает.

И все виды межличностных отношений, к сожалению, построены на непонимании и неприятии свойств и желаний других, совершенно отличных от нас людей. Вот и наступают кризисы – конфликты, противостояния. А наступают они в тот самый момент, когда мы начинаем требовать от людей того, что они, в силу своих свойств, дать нам не могут.

Психология межличностных отношений в коллективе не проста. Мы не готовы принять людей такими, какие они есть, а ведь именно это помогает создать комфортную психологическую атмосферу.

psihologia-otnoshenii3Понимая других людей, чувствуя их изнутри, мы перестаём требовать от них невозможного (невозможного для них, но не для нас). Когда мы видим причины их поступков, мы перестаём раздражаться. Даже недостаточно развитая кожно-зрительная девочка, с невысоким интеллектом и ярким макияжем перестаёт раздражать, когда мы понимаем, что таким образом она снимает с себя страхи – привлекает к себе внимание, получая ощущение безопасности.

И этот пронырливый, шустрый и ушлый менеджер среднего звена, больше не злит нас ни своей торопливостью, ни командным тоном, когда мы понимаем, что этими свойствами его наградила природа, чтобы он мог добывать и сохранять пищу в давние первобытные времена и материальные ценности в наш век.

На осознании и принятии не только своих свойств и систем ценностей должна строиться психология рабочих отношений и не на инфантильных «хочу, чтобы было, как хочу».

Пост написан по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

PS: Хотите получать анонсы новых постов? — Введите своё имя и адрес электронной почты в форму ниже:




 

Поделиться в соц. сетях

Google


15 Коммент.

  1. Руководители многих компаний и мелких фирм уже понимают, что отношения в коллективе среди подчиненных- это если не все, то многое.
    А вот социальная сфера…(я имею в виду школы, больницы и пр. и т. д.)- порой кажется, что там специально созданы такие условия, в которых людям только и остается постоянно топтать друг друга. Увы, пока это так… И это стало одной из (но были и другие) причин моего ухода из медицины.

    • Да, Артём, очень жаль наблюдать за картиной происходящего. Хоть мы и считаем себя людьми социальными, но социум наш ещё живёт по законам зверей((

  2. Людмила

    Да, совершенно верно. Во фрилансе все то же самое. Точно также приходится строить свои отношения и с заказчиками и с подчиненными. Только как научиться всех понимать и принимать такими, какие они есть? Наверное нужно много над собой работать, чтобы достичь, если не идеала, то хотя бы какой-то гармонии внутри себя.

    • Людмила, достаточно понять себя, чтобы легче реагировать на поступки других людей. Принимать их, понимать. Когда это происходит (оознание себя), никаких медитаций не нужно, само собой получается выстраивать ровные, благоприятные отношения.

      • Людмила

        Так это самое трудное, осознать себя.)

        • Людмила, трудно было это сделать тогда, когда методики не было, когда человечество находилось в поисках смысла жизни и ответов на вопросы мироздания. Когда предпринимались тщетные попытки понять себя при помощи медитаций, ухода в астрал (или как это там называется?). Сейчас же методика познания себя существует. Сходите на бесплатные лекции по системно-векторной психологии, если Вас действительно мучает неспособность самопознания, Вы там найдёте то, что искали.

  3. Вячеслав

    А я вот рад, что ушел с офисной работы. Кстати, основная причина ухода — очень точно описана Аленой.
    Но во фрилансе с описанными проблемами я не столкнулся. Если мне не нравится человек, я просто с ним не общаюсь. Если это заказчик, я прекращаю с ним всяческие отношения.
    Во фрилансе это сделать намного проще — если в офисе постоянно сталкиваешься с неприятными тебе людьми, то во фрилансе такого нет.
    А то, что кто-то не соответствует твоим меркам, нужно принимать, как данность, и не париться по этому поводу, ведь и мы не всегда нравимся другим. А за статью — большое спасибо, все понравилось. А главное, все верно изложено.

    • Спасибо, Вячеслав!
      Я согласна, что во фрилансе намного легче разрывать любые деловые отношения, но когда нет излишка заказов, и постоянно мучают вопросы «а что будет завтра?», приходится приспосабливаться, смиряться. Хотя, тут каждый принимает решение за себя. Кто мучается, но продолает работать с людьми, которые им не приятны. Кто отказывается от сотрудничества с ними, и потом впадает в стресс из-за отсутствия заработка. Я же иной выход нашла.

  4. Людмила

    Я думаю, что из-за этого все проблемы.

  5. Руководитель, умеющий грамотно управлять коллективом, редкость сейчас, так как сильная текучка кадров и всем плевать на кадры, если честно. У меня такое сложилось впечатление от работы в реале.

  6. слишком часто отношения в офисах строятся по принципу первобытной стаи
    и даже не львиного прайда, а обезьяньей ватаги
    или террариума
    единомышленников
    типа

  7. Конфликты любого порядка происходят из-за того, что люди смотрят на окружающих через себя, не осознавая, что для других мир раскрашен совсем другими красками.

  8. да, про коллективы верно, везде что-то или кто-то не устраивает.. и сменив коллектив, раздражение и что-то не то будет и в другом коллективе..

  9. Ольга Чугурян

    давно я в офисе не работала, но помню как в коллективе появилась такая хлопоглазка, вся мужская половина долго слюнки пускала))))) забавно знать почему)))
    сейчас бывших коллег вспоминая, многое становится понятно, кто и почему себя вел определенным образом)

  10. Елена Сенькевич

    У нас на работе все эти мониторинги «Диагностика межличностных отношений» и т.п. регулярно проводятся, но безрезультатно.
    Хоть возьми, да своему руководству статью дай почитать, только ведь не поймут без подготовки что к чему.

Трекбеки/Пинги

  1. Психология рабочих отношений. «Давайте жить дружно» – не работает! | Как достичь успеха в сфере копирайтинга - [...] межличностных отношений я описывала в посте «Психология отношений в коллективе». Там я рассказывала о том, почему некоторым из нас …

Оставить комментарий