wordpress themes

Реклама в России – почему она не работает?

Дек 24, 2012

reklama4В прошлом месяце я опубликовала пост на тему: «Западные «гуру» против отечественных», в котором начала раскрывать проблемы российской рекламы. Сегодня я постараюсь «копнуть» немного глубже и ответить, по крайней мере, на два важных вопроса:

     1. Почему российского потребителя раздражает реклама?

     2. Почему мы не доверяем рекламе?

Думаю, многие со мной согласятся, если я скажу, что какой бы креативной и интересной ни была реклама, в тот момент, когда потребитель осознаёт, что ему пытаются что-то «впихнуть», он тут же реагирует раздражением.

Конечно, это происходит не в каждом отдельном случае, но такая тенденция слишком ярко выражена, чтобы её не заметить.

И я говорю не только о печатной рекламе — о тех продающих текстах, которые мы пишем, говорю я о рекламе в целом.

Небольшое отступление

Во времена не столь далёкие, чуть более 2-х лет назад, на одном из практических занятий по маркетингу мы с группой посетили агентство, занимающееся анализом TV рекламы в нашей стране. Вернее анализируют они не саму рекламу, а реакцию потребителей на неё. Я не буду во всех подробностях объяснять схему проведения этого мониторинга, скажу лишь, что их методы позволяют отследить, в какое время телезрители переключают каналы и с какого на какой канал они переключаются.

Ничего революционно нового исследования не показали, лишь подтвердили, что телезрители стараются переключить канал, как только на экране появляется рекламный блок. Так происходит не только в Молдове, но и в России, на Украине и во всех странах постсоветского пространства. Что интересно – в западных странах такой тенденции нет!

Начиная с распада СССР и развития рынка рекламы в России, маркетологи видели эту тенденцию. Они пытались изменить методы, подходы к подаче информации, полностью копировали западную рекламу или адаптировали её к нашему менталитету. Но, единственный метод, который помог заставить телезрителей смотреть рекламу заключался в том, что её начали транслировать на всех телеканалах в одно, и тоже время. Но это никак не изменило отношение потребителей к рекламе. Она продолжает нас раздражать!

Выяснить причину этой проблемы пытались и пытаются до сих пор лучшие умы рекламы в России, но результатов как не было, так и нет.

Системно-векторная психология даёт очень четкий ответ на вопрос:

Почему российского потребителя раздражает реклама?

И я постараюсь его донести до вас.

Проблема российской рекламы кроется в нашем менталитете

reklama3Постоянные читатели блога «карьера копирайтера» уже знают, что странам постсоветского пространства присущ уретрально-мышечный менталитет, который абсолютно контрарен кожной потребительской фазе развития, на которой мы находимся сейчас.

Кожные системы ценностей мы отвергаем. Для нас деньги – это зло, а закон ничто, у нас уретральная ментальная надстройка – справедливость выше закона. И все остальные свойства кожного вектора у нас не приветствуются, а значит, развиться в достаточной мере они не могут и остаются в своём архетипичном состоянии.

А что значит архетипичная кожа? – это:

       1. Покража

       2. Мошенничество – «кинуть лоха» у нас считается «круто»

     3. Зависть – для нас это деструктивное чувство. Если на западе, где царит кожный менталитет, зависть даёт человеку стимул развиваться и достигать чего-то большего, то наша зависть заставляет нас не двигаться вперёд, а ставить подножку тому, кто нас обогнал.

    4. Неумение зарабатывать – отношение к деньгам у нас вообще весьма специфическое, брать заработанное нам неудобно, а вот украсть то, что нам не принадлежит, считается приемлемым

Какое это имеет отношение к рекламе в России – спросите вы? Самое, что ни на есть, прямое!

Когда в рекламе нам показывают автомобиль представительского класса, это не вызывает у нас желания заработать деньги на покупку, а раздражение – напоминание о том, что этих денег у нас нет.

Вся проблема заключается в неправильном отношении к деньгам и в неумении их зарабатывать. Кстати говоря, люди, которые сумели развить свой кожный вектор даже в условиях уретрального менталитета, не испытывают раздражение от рекламы.

reklama2Давно известно, что реклама товаров класса люкс, намного легче воспринимается своей целевой аудиторией, чем реклама товаров для среднего класса потребителей. Связанно это с тем, что люди, добившиеся успеха – это те редкие единицы, которые развили свойства своего кожного вектора. Они не испытывают деструктивной зависти, а потому и отношение к рекламе в России у них адекватное.

В этом заключается первая проблема негативного отношения потребителей к российской рекламе. Но она, увы, далеко не последняя.

Почему мы не доверяем российской рекламе?

Недоверие к рекламе – вот ещё одна причина, по которой отечественный потребитель, мягко говоря, не любит российскую рекламу. И причин на то две:

Во-первых —

хороший товар в рекламе не нуждается!

Знакомое высказывание? — А то! Наверняка вы хоть раз его слышали от своих родителей, знакомых, родственников преклонных лет, или даже сами произносили.

Но, хороший товар не нуждался в рекламе тогда, когда и товаров не было. Когда на полках продуктовых магазинов можно было увидеть, разве что слой пыли, а известие о новом товаре, появившемся в центральном Универмаге, вмиг разносились по всему городу.

Сейчас же, когда рынок переполнен товаром, реклама нужна, по крайней мере, для одной цели – чтобы донести информацию до потребителя. Чтобы пробиться сквозь пласт информационного мусора и заявить о себе.

Вот только понять это нам сложно, опять же, из-за особенностей менталитета. У нас в почете системы ценностей анального вектора, а память и уважение к прошлому – это одни из главных его ценностей. Вот мы и помним то, что было в прошлом веке, не принимая века настоящего.

reklama1Это первая, и не основная причина тотального недоверия к рекламе в России. Основная же причина заключается в том, что в рекламе нас слишком часто обманывали, и продолжают обманывать до сих пор.

Кто-то из вас читал закон о рекламе нашей страны? Мне как-то приходилось его читать, и, знаете, он умещался на семи страницах формата А4. В то время как полное собрание произведений Л. Толстого не перевесит тома западного закона о рекламе. Но самое главное – это даже не объём, а наше отношение к закону.

Помните? – Справедливость выше закона, а «кинуть лоха» — это круто. Так вот, законы нужны нашей стране разве что для галочки. Мы все ежедневно их нарушаем без малейшего опасения. Да и чего опасаться-то? – Инспектору ГИБДД можно дать пару сотен, и спокойно ехать без прав, а представителям СЭС устроить шикарный приём с походом в баньку, да на рыбалку. Вот, собственно и всё – проблемы с законом решены.

Когда реклама в России только появилась, ещё даже не существовало закона, регулирующего рекламную деятельность. Впрочем, у нас так часто бывает – сначала запускают какую-то программу/проект/вид деятельности, потом наблюдают за последствиями, и лишь затем создают законы, запрещающие те, или иные действия, приводящие к неблагоприятному исходу. Ну да ладно, сейчас не о том.

Так вот, у рекламодателей и разработчиков рекламы не было никаких ограничений. У них была цель – продать товар. А каким способом легче это сделать? – «кинув лоха». Вот нас и «кидали», усердно навешивая даже не лапшу, а целые спагетти на доверчивые уши потребителей. И это, как ни странно, считалось нормальным, реклама очень быстро стала синонимом обмана. Что уж удивляться сложившемуся недоверию? И, хотя сейчас обман в рекламе запрещён, мы все – заложники прошлого опыта. Помните? – опыт, память, прошлое – системы ценностей анального вектора.

reklamaНу вот, это вкратце о причинах проблем рекламы в России. Если подытожить, то проблем у нас две:

     — архетипичность кожного вектора;

     — негативный опыт.

Как же бороться с этими проблемами? Я вижу пока только два решения:

       1. Оздоровить наше общество, а сделать это можно через осознание себя, что возможно на базе системно-векторной психологии. Тогда мы перестанем выращивать архетипичных кожников, и уже лет через 20 не то что изменим отношение к рекламе и деньгам, но и избавимся от коррупции и воровства, и это лишь капля в море, но… не о том сегодня

       2. Работать с тем, что есть и искать подходы, извините за каламбур — «обмануть недоверие» потребителей

В одном из следующих постов я расскажу о том, как мы это привыкли делать, какие из широко используемых методов уже не работают и почему, а также я расскажу о том, как пробудить нехватку в потребителе таким образом, чтобы он легче воспринял рекламную информацию.

Пост написан по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поделиться в соц. сетях

Похожие Посты

Тэги

Добавить в

Google


4 Коммент.

  1. По первому пункту: да никуда они не денутся. Архитипичный кожник не станет сидеть по 5 часов на лекции Бурлана. Следовательно, информацию если и получит, то кусками и извратит суть и будет использовать в своих корыстных архитипичных целях.
    По второму: совершенствование законодательной базы, а так же жёсткий контроль за соблюдением заказов. Но, опять же, учитывая ментальность нашей страны, вряд ли это получится делать в глобальном масштабе. Но если продвигать идею честной рекламы на местах, то есть среди руководителей и учредителей, то знание про СВП весьма уместно.

    Кстати, не знаю, на сколько это помогло, но на собеседовании спросили: чем вы лучше ваших конкурентов на должность? На что я ответил: прошёл курс Системно-Векторной Психологии. Обещали позвонить после прилёта гендиректора из Африки после в конце февраля, а позвонили прямо на следующий день.

    • Сергей, так я и не предлагаю архитипичным кожникам сидеть на лекциях, я предлагаю воспитывать здоровое поколение, цитирую «Тогда мы перестанем выращивать архетипичных кожников, и уже лет через 20 не то что изменим отношение к рекламе и деньгам, но и избавимся от коррупции и воровства»

      • А кто выращивает архитипичных кожников? Архитипичные анальники, которые воспитывают в строгости и бьют по рукам. Уж они-то точно на лекцию не пойдут. А как услышат словосочетание «анальный вектор», тут же убегут. Думаю, тут стратегия должна продвигаться через популяризацию СВП с помощью создания научно-популярных статей в обычных СМИ, созданием телепередач по ТВ. Интересно, почему Юрий Бурлан до сих пор не выходит за рамки интернета, как носителя информации? Ведь архитипичные родители скорее доверятся «авторитету» НТВ, чем лекции на портале. Так же ещё и не забывайте про звуковой вектор — без него новые знания «не лягут» на «анально» сформированное стереотипное мышление. Или как Вы думаете?

        • архетипичных кожников воспитывают и вполне нормальные анальники, из лучших побуждений. Может иногда с небольшими фрустрациями, но такие идут на тренинги и получают свои результаты.

          Что же касается распространения СВП, то это знание распространяется изо всех сил, пока ещё только в рамках интернет, но в этом есть свой смысл — именно тут концентрируются те смые звуковики, без которых, как Вы сами сказали, «новые знания «не лягут» на «анально» сформированное стереотипное мышление». Научно-популярные статьи пишутся каждый день, но через них нельзя получить мышление, лишь поверхностное представление об этом знании.

Трекбеки/Пинги

  1. Даже дилетант взорвёт продажи, если использует этот способ! | Как достичь успеха в сфере копирайтинга - [...] посте «Реклама в России — Почему она не раотает?» я рассказывала о причинах тотального недоверия [...]

Оставить комментарий